Ст. 114 Конституции РФ

1. Правительство РФ:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении фед. бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, гос. безопасности, реализации внешней политики РФ;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

2. Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Комментарий к Ст. 114 Конституции РФ

1. Часть 1 комм. ст. раскрывает компетенцию Правительства РФ. Правительство представляет собой орган гос. власти, выполняющий общегосударственные функции, созданный и действующий в рамках Конституции и развивающих ее положения фед. законов и наделенный самостоятельными компетенционными полномочиями.

Вопрос о компетенции относится к ключевым вопросам юридического статуса органа. Посредством компетенции раскрывается место органа в системе иных органов гос. власти. Следует отметить, что определение и разграничение компетенции между высшими органами гос. власти - одна из главных задач любой конституции, ибо четкое распределение компетенционных полномочий в полной мере способно оградить функционирование ветвей гос. власти от споров, рискующих, порой, поставить под сомнение устойчивое функционирование самого государства.

Вопросы, связанные с компетенцией, решаются в Конституции простым перечислением полномочий того или иного органа гос. власти. При этом Конституция в отношении Правительства, определяя его компетенцию, использует выражение "иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ" (п. "ж" ч. 1 ст. 114). Необходимо подчеркнуть, что фиксирование в тексте основных законов компетенции исполнительной власти в самом общем виде характерно для многих государств, в то время как полномочия законодательного органа чаще всего четко определены (США, Франция и др.). Неоднозначность формулировок, определяющих полномочия органов исполнительной власти, связана прежде всего с тем, что конституционный текст не может предусмотреть всего многообразия отношений, которые могут потребовать принятия решения в рамках компетенции органа исполнительной власти.

А. Согласно п. "а" ч. 1 ст. 114 Конституции Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении фед. бюджета.

Бюджет - закон, определяющий порядок и размеры поступления финансовых средств в государственную казну и расходования этих средств в процессе гос. управления.

Разработка фед. бюджета является исключительной прерогативой и основной конституционной обязанностью Правительства в сфере установления, регулирования и исполнения финансовых полномочий.

Порядок разработки Правительством проекта фед. закона о федеральном бюджете на очередной финансовый г. установлен Регламентом Правительства, согласно которому бюджет разрабатывается Минфином России в соответствии с бюджетным законодательством с учетом предложений фед. органов гос. власти, ЦБ РФ, а также других органов и организаций, определяемых Правительством.

Координационным органом, образованным в целях обеспечения взаимодействия субъектов бюджетного планирования при разработке проекта фед. бюджета, является Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу, возглавляемая Председателем Правительства.

Некоторые требования, относящиеся к стадии разработки бюджета, устанавливает и БК.

Помимо проекта бюджета Правительством должны быть представлены документы и материалы, позволяющие оценить обоснованность представленного законопроекта, в частности: предварительные итоги и прогнозные оценки социально-экономического развития страны; перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств фед. бюджета; основные показатели гос. оборонного заказа; проекты программ гос. внутренних и внешних заимствований РФ; расчеты прогнозируемого использования нефтегазовых доходов фед. бюджета, средств Резервного фонда и Фонда будущих поколений и др.

Состав документов охватывает все важнейшие направления и цели единой финансовой политики и иных конкретных политик в финансовой сфере. Их содержание в значительной степени предопределяет дальнейший бюджетный процесс.

Одновременно с законопроектом о федеральном бюджете Правительство должно внести в ГД проекты фед. законов, связанных с бюджетом: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах и др.

Конституционный Суд РФ признал такую практику не соответствующей Основному Закону страны. В своих решениях, в частности в Постановлении от 23.04.2004 N 9-П*(1052), Суд указал, что федеральный закон о федеральном бюджете в правовой системе РФ представляет собой законодательный акт особого рода. В федеральный закон о федеральном бюджете - исходя из его природы и предназначения в правовом государстве - включаются на основе принципов сбалансированности, достоверности и реальности предписания, касающиеся доходов и расходов РФ и относящиеся к периоду, на который принимается данный закон.

Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных фед. законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства. Т.о, данный закон не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других фед. законов, в том числе материальных законов, затрагивающих расходы РФ, и тем более - лишать их юридической силы.

Проект фед. закона о федеральном бюджете с приложением необходимых для внесения в ГД документов представляется в Правительство Минфином России по мере их готовности, но не позднее чем за 15 дней до срока внесения проекта в ГД (Регламент Правительства обязывает представить проект бюджета не позднее чем за 20 дней).

Проект фед. закона о федеральном бюджете согласно ст. 28 Закона о Правительстве РФ подлежит обязательному рассмотрению на заседании Правительства.

Бюджет разрабатывается на очередной г., однако для обеспечения стратегического характера устойчивого развития экономики имеет перспективное финансовое планирование. Так, Правительством утверждено Положение о составлении проекта фед. бюджета и проектов бюджетов гос. внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый г. и плановый период. С 2007 г. федеральные бюджеты принимаются на трехлетний период.

Правительство как высший исполнительный орган обеспечивает и исполнение фед. бюджета. Практическую работу по организации такого исполнения осуществляет Минфин России.

Тем не менее в исполнении фед. бюджета принимают участие все органы власти, государственные учреждения, иные организации. При этом одни органы исполняют бюджет в части расходования его средств, а другие еще и в части поступления доходов. Среди последних особо выделяется Федеральная налоговая служба, которая следит за полнотой и своевременностью перечисления в федеральный бюджет налогов, пошлин и сборов.

В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. При казначейском исполнении фед. бюджета запрещается осуществление операций минуя систему Федерального казначейства.

В ходе исполнения фед. бюджета может происходить снижение объема поступлений доходов. В этой связи Правительство вправе принять решение о введении режима сокращения расходов фед. бюджета. Если снижение поступлений в федеральный бюджет может привести к неполному финансированию более чем на 10% годовых назначений, Правительство должно представить в ГД проект фед. закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. При этом до принятия фед. закона по данному вопросу Правительство имеет право на пропорциональное сокращение расходов фед. бюджета.

Правительством устанавливается единая методология отчетности об исполнении фед. бюджета. Кроме того, Правительство само представляет ежеквартальные и годовой отчеты об исполнении фед. бюджета в Федеральное Собрание.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего г. Правительство представляет в ГД и Счетную палату РФ отчет об исполнении фед. бюджета за отчетный финансовый г. в форме фед. закона.

Отчет об исполнении фед. бюджета представляется в ГД одновременно с такими документами и материалами, как: отчет о внутренних и внешних заимствованиях РФ по видам заимствований; сводные отчетные сметы доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств; отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового г. и др.

Бюджетные полномочия Правительства не исчерпывают свой состав только в связи с разработкой, представлением и исполнением фед. бюджета. Важная роль Правительства как участника законодательного процесса выражается в его работе по подготовке в соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции заключений на законопроекты финансово-экономического характера (см. комм. к ч. 3 ст. 104).

Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях ГД в отношении Правительства РФ" была установлена отчетность Правительства о своей деятельности перед Государственной Думой. Такое дополнительное контрольное полномочие парламента в отношении Правительства было включено в Конституцию по инициативе Президента, посчитавшего необходимым дать дополнительный ресурс для стабильного функционирования обоих органов гос. власти без существенного изменения их правовой сущности.

Отчет о работе Правительства представляет его Председатель в период весенней сессии. Депутаты вправе задавать вопросы Председателю Правительства РФ и высказывать свое мнение о деятельности Правительства. По результатам отчета принимается постановление палаты. Конституцией предусмотрено, что представляемый Правительством отчет включает в себя и ответы на вопросы, поставленные Государственной Думой в отношении деятельности Правительства. Такие вопросы формулируются фракциями и представляются Совету ГД. Совет ГД принимает окончательное решение о перечне поставленных вопросов и направляет его в Правительство.

Б. Характеризуя полномочие Правительства по обеспечению проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, следует иметь в виду, что указанное "единство" обусловлено п. "ж" ст. 71 Конституции, согласно которому в ведении РФ находятся финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки.

Конкретные полномочия Правительства в финансовой сфере нашли свое подробное отражение в Законе о Правительстве РФ. По сравнению с нормами Конституции здесь получили установление и развитие полномочия в части: разработки и реализации налоговой политики; обеспечения совершенствования бюджетной системы; регулирования рынка ценных бумаг; управления государственным внутренним и внешним долгом РФ; осуществления валютного регулирования и валютного контроля; руководства валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами; разработки и осуществления мер по проведению единой политики цен.

Единая финансовая, кредитная и денежная политика обозначается Правительством прежде всего в различного рода концептуальных, плановых и программных документах, составленных в соответствии с федеральными законами, указами и посланиями Президента РФ, основными направлениями деятельности Правительства (см. комментарий к ст. 113), и обеспечивается участием Правительства в законотворчестве и принятием собственных правовых актов.

Проводя единую финансовую, кредитную и денежную политику, Правительство опирается на положения фед. законов.

Так, согласно БК Правительство РФ осуществляет управление государственным долгом РФ, внутренние и внешние заимствования от имени РФ. В соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и гос. долга, установленными БК, федеральным законом о бюджете, программой внутренних заимствований, а также программой гос. внешних заимствований, Правительство принимает решение об эмиссии гос. ценных бумаг РФ. Порядок выпуска, обращения и погашения гос. ценных бумаг регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения гос. и муниципальных ценных бумаг" (в ред. от 26.04.2007). Предельные объемы гос. долга РФ и гос. заимствований РФ определяются БК (ст. 106).

Реализуя свои полномочия по управлению государственным долгом, Правительство, в частности, устанавливает условия выпуска и обращения облигаций гос. займов. Так, постановлением Правительства РФ от 21.03.1996 N 316 "О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций гос. нерыночных займов" (в ред. от 24.08.2004) определен порядок выпуска и обращения долговых обязательств РФ в форме гос. именных ценных бумаг, выраженных в валюте РФ и размещаемых на строго добровольной основе.

Полномочия Правительства по управлению внешним долгом реализуются в рамках международных обязательств РФ, связанных с получением от иностранных государств, международных организаций и хозяйствующих субъектов кредитов в иностранной валюте и предоставлением Российской Федерацией денежных средств иностранным государствам и юридическим лицам. При этом Правительство вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным бюджетом, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию гос. внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание (ст. 106 БК).

Денежная политика, проводимая при координирующей и контролирующей роли Правительства, включает установление следующих условий: 1) официального соотношения между рублем и денежными единицами других государств; 2) эмиссии наличных денег; 3) выпуска и обращения банкнот и монет новых образцов; 4) расчетов в российской и иностранной валюте на территории РФ; 5) определения порядка ведения кассовых операций; 6) планирования объемов производства, перевозки, хранения банкнот и монеты, создания их резервных фондов*(1063).

В целях реализации своих задач по регулированию расчетных отношений Правительство поручает финансовым органам разработать порядок реализации мер в области стабилизации безналичных расчетов.

Осуществляя валютное регулирование и валютный контроль, Правительство РФ регулирует отношения в области геологического изучения, разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения. Основные формы гос. контроля за драгоценными металлами и драгоценными камнями, условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, как валютных ценностей, регулируемых валютным законодательством, определены в Федеральном законе от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в ред. от 24.07.2007). Правительство утверждает планы и порядок формирования гос. запасов драгоценных металлов и драгоценных камней России, утверждает Положение о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (Госфонде России), планы и порядок его формирования порядок отпуска из него ценностей.

Как часть единой финансовой политики Правительством разрабатывается и осуществляется ценовая политика. В основном мероприятия Правительства в этой сфере выражаются в установлении цен или основ ценообразования на конкретные объекты, товары, работы, услуги.

Например, Правительством утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ*(1065); установлен порядок определения нормативной цены земли*(1066); утверждены основы ценообразования на продукцию естественных монополий*(1067) и т.д.

Основным органом, являющимся непосредственным исполнителем финансовой, кредитной и денежной политики Правительства, является Минфин России и находящиеся в его ведении службы (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральное казначейство).

Однако система органов исполнительной власти, занятых этой сферой, шире. Так, вопросы исчисления и взимания таможенных платежей Правительство реализует через Федеральную таможенную службу; меры по управлению рынком ценных бумаг - через Федеральную службу по финансовым рынкам; контроль действий хозяйствующих субъектов и финансовых организаций на внутреннем рынке - через Федеральную антимонопольную службу; правовое регулирование в сфере гос. регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением - через Федеральную службу по тарифам и т.д.

Субъекты, реализующие данные функции, действуют как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи.

При проведении кредитно-денежной политики Правительство тесно взаимодействует с Центральным банком РФ. Закон о ЦБ РФ регламентирует значительный круг полномочий Правительства в этой области. В частности, во взаимодействии с Правительством РФ Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля*(1068).

По поручению Правительства Банк России и Минфин России заключают соглашение о порядке проведения операций со средствами фед. бюджета, гос. внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований, по обслуживанию гос. долга и операций с золотовалютными резервами РФ. Банк России консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска гос. ценных бумаг и погашения гос. долга РФ с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой гос. денежно-кредитной политики.

В. Социальный характер Российского государства (ч. 1 ст. 7 Конституции) предопределил обязанность Правительства по обеспечению проведения единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Правительство призвано реализовать требования Конституции о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Направления деятельности Правительства в этих сферах получили конкретизацию в Законе о Правительстве РФ, в соответствии со ст. 16-18 которого Правительство, в частности:

- обеспечивает реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения;

- разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

- принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

- содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

- разрабатывает и осуществляет меры гос. поддержки развития науки;

- определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

- обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов РФ;

- принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия и др.

Закон о Правительстве РФ закрепляет за высшим исполнительным органом гос. власти также деятельность в таких социальных сферах, как физическая культура, спорт, туризм.

Все вышеуказанные сферы отнесены Конституцией к совместному ведению РФ и ее субъектов. Это предполагает не только разграничение компетенции органов власти фед. уровня и уровня субъектов РФ, но и координацию, согласованность их деятельности.

В сфере культуры Правительство обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов РФ.

Культурная деятельность весьма многообразна и включает в себя: изучение, охрану, реставрацию и использование памятников истории и культуры; художественную литературу, кинематографию, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектуру и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народную культуру, самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, архивное дело; телевидение, радио и др. аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование; научные исследования культуры; международные культурные обмены.

Федеральным законодательством определяются вопросы гос. политики в области культуры, в том числе и те, которые разрешаются Правительством РФ.

Так, на Правительство возлагается государственная поддержка гос. части Музейного фонда РФ и гос. музеев в РФ, заключающаяся в обеспечении условий, необходимых для хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, установлении особых форм поддержки гос. музеев, принятии дополнительных мер по сохранению уникальных историко-художественных комплексов, а также создании наиболее благоприятных условий для деятельности крупнейших гос. музеев в РФ, хранящих музейные предметы и музейные коллекции, имеющие мировое значение. Правительство обязывается осуществлять меры по сохранению, использованию, популяризации и гос. охране объектов культурного наследия.

Во исполнение и развитие положений законов в сфере культуры Правительство принимает собственные акты.

В частности, Правительство утвердило положения о Музейном фонде РФ и о Государственном каталоге Музейного фонда РФ *(1069). В целях сохранения и эффективного использования культурного наследия народов РФ Правительство утвердило Положение об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда РФ, документов библиотечных фондов, Архивного фонда РФ, а также кинофонда.

Хотя необходимо отметить, что законодательные акты в сфере культуры в меньшей степени обеспечены подзаконным сопровождением со стороны Правительства. Ярким примером в этом плане является Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ".

Деятельность Правительства не ограничивается только реализацией законов в указанной сфере. Правительство в рамках действующего законодательства вправе самостоятельно определять направления проведения гос. политики в области культуры.

В целях совершенствования системы хозяйствования в организациях культуры и искусства Правительство утвердило Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства. Ставя задачу обеспечения необходимых правовых, социально-экономических и организационных условий для развития театрального искусства, Правительство утвердило Положения о театре в РФ и о принципах финансирования гос. и муниципальных театров в РФ.

Полномочия Правительства в сфере культуры не предполагают его вмешательства в профессиональную деятельность организаций культуры и искусства, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.

Основными целями гос. политики в сфере науки в соответствии с Федеральным законом "О науке и научно-технической политике" являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализация важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.

Для достижения указанных целей Правительство РФ наряду с иными органами гос. власти РФ: формирует и реализовывает федеральные научные и научно-технические программы и проекты; устанавливает систему экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и использует ее результаты; управляет государственными научными организациями фед. значения; реализовывает обязательства по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ; формирует единую систему стандартизации, обеспечивает единство измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управляет ими и т.п.

На основе специального доклада Правительства Президентом определяются направления гос. научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды.

Программно-концептуальные документы являются основным механизмом реализации гос. поддержки науки и научной деятельности. В частности, Правительством были приняты Федеральная целевая программа "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 гг."*(1074), Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг.", Концепция реформирования российской науки на период 1998-2000 гг."*(1076), Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ и др. При этом меры гос. поддержки науки не ограничиваются только государственным сектором. Один из основополагающих принципов гос. политики - развитие конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники.

Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств фед. бюджета. Федеральное Собрание ежегодно в соответствии с посланием Президента определяет при утверждении фед. бюджета годовые объемы средств, выделяемых для выполнения фед. научно-технических программ и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых в федеральные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.

В целях содействия инициативным проектам научных исследований, отбираемым на конкурсной основе Правительством, создаются федеральные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В рамках указанных полномочий Правительство, например, определило порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ*(1078), приняло решение о создании фед. фонда производственных инноваций, призванного осуществлять поддержку инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса*(1079).

Правительство вправе устанавливать для фед. гос. научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.

В целях развития научного потенциала и стимулирования творческой активности ученых Правительство устанавливает премии и стипендии*(1080).

Государственная поддержка может выражаться не только в экономическом стимулировании научной и научно-технической деятельности, но и в особом внимании органов гос. власти к развитию научных исследований, в развитии научной инфраструктуры.

Правительство обеспечивает создание фед. информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, содействует изданию научной и научно-технической продукции, приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий о научных и (или) научно-технических результатах за пределами территории РФ.

Правительство гарантирует субъектам научной и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной информации, право на ее приобретение и обеспечивает им доступ в международные информационные фонды и системы в области науки и техники.

Конкретные меры гос. регулирования тех или иных направлений развития науки и техники определяются Правительством в принимаемых им на основе фед. законов и указов Президента актах. Например, в соответствии с Федеральным законом "О науке и научно-технической политике" Правительство утвердило Единый реестр предусмотренных гос. системой аттестации ученых степеней и ученых званий, а также порядок присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий. Во исполнение Указа Президента РФ от 22.06.1993 N 939 "О гос. научных центрах РФ" Правительство присвоило статус гос. научного центра РФ ряду ведущих научно-исследовательских институтов и утвердило Положение об условиях гос. обеспечения этих институтов.

Правительство определяет полномочия фед. органов исполнительной власти в области формирования и реализации единой гос. научно-технической политики.

Выработку и практическое осуществление гос. политики и нормативно-правовое регулирование в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития фед. центров науки и высоких технологий, гос. научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности обеспечивает Минобрнауки России.

В обозначенной сфере Минобрнауки России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям.

Единая государственная политика в области образования, провозглашенная в РФ приоритетной, осуществляется Правительством на основе принципов, закрепленных Законом об образовании и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", среди которых - единство фед. культурного и образовательного пространства, защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников и др.

Реализация гос. политики в названной сфере обеспечивается отнесением федеральным законодателем к ведению РФ в лице Правительства и иных фед. органов гос. власти ряда основополагающих вопросов, таких как: разработка и реализация фед. целевых и международных программ в области образования; установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях*(1083); установление порядка лицензирования, аттестации и гос. аккредитации образовательных учреждений; установление фед. компонентов гос. образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории РФ; ежегодное утверждение на основе экспертизы фед. перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и др.

Конкретными направлениями регулирующей и координирующей деятельности Правительства в области охраны здоровья населения являются:

- разработка и реализация фед. программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

- организация и обеспечение гос. санитарно-эпидемиологического надзора, разработка и утверждение нормативных правовых актов в указанной сфере;

- организация системы санитарной охраны территории РФ;

- обеспечение единой технической политики в области фармацевтической и медицинской промышленности, утверждение гос. стандартов РФ, технических условий на продукцию медицинского назначения, организация надзора за их соблюдением;

- установление стандартов медицинской помощи и контроль за их соблюдением; разработка и утверждение программы гос. гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования; установление тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование граждан РФ;

- координация деятельности органов гос. власти, хозяйствующих субъектов, субъектов гос., муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства, отцовства и детства;

- координация научных исследований, финансирование фед. программ научных исследований в области охраны здоровья граждан и т.п.

Реализацию полномочий Правительства в здравоохранении характеризуют принятые им программы о неотложных мерах по совершенствованию психиатрической помощи; по оздоровлению окружающей среды и населения г. Нижний Тагил Свердловской области; о комплексных мерах противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту; по оказанию медицинской, социальной помощи населению и нормализации санитарно-гигиенического состояния населенных пунктов Республики Алтай, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; по предупреждению распространения в РФ заболевания, вызываемого ВИЧ-инфекцией; о неотложных мерах по борьбе с туберкулезом; о вакцинопрофилактике; о гос. гарантиях оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи; о профилактике и лечении артериальной гипертонии в России и др.

Решениями Правительства определены мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей и подростков, увеличению производства и закупки лекарственных препаратов и обеспечению ими отдельных групп населения; установлены правила оказания платных медицинских услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения. Значительный массив актов Правительства связан с организацией санитарно-эпидемиологического надзора.

В утвержденной Правительством Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 г.) определены конкретные направления модернизации здравоохранения: завершение перевода системы обязательного медицинского страхования и в целом отрасли здравоохранения на страховые принципы; обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профилактику заболеваний, осуществление программы развития общих врачебных практик; повышение доступности высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии и прежде всего их использование при лечении детей; обеспечение доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, формирование комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан; улучшение состояния здоровья детей и женщин путем повышения доступности и качества медицинской помощи; осуществление мероприятий, направленных на снижение уровня инфекционной заболеваемости, профилактику, выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды на здоровье человека; создание на базе развития фармацевтики и биотехнологии принципиально новых эффективных ме