Ст. 135 Конституции РФ

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов ГД, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Комментарий к Ст. 135 Конституции РФ

1. Авторы проекта комм. ст. хорошо сознавали, что основой правопорядка может выступать только Конституция, но не решение большинства парламента, которое в условиях плюралистической демократии, составляющей одну из основ конституционного строя РФ, не всегда постоянно. Именно поэтому в самой Конституции было установлено, что она не может быть отдана на усмотрение Федерального Собрания в своих фундаментальных положениях, касающихся основ конституционного строя и прав человека, а также внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции. В частности, положения гл. 1 "Основы конституционного строя", гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" и гл. 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это означает, во-первых, важную гарантию рационализирующей функции Конституции как способа установления адекватных потребностям демократического развития общества форм социального, экономического, политического и юридического бытия общества и ее стабильности, поскольку учредительная власть, т.е. власть, учреждающая Конституцию, остается за ее субъектом - многонациональным народом РФ, конституировавшим себя в качестве единой гос. гражданской нации, - и не может осуществляться Федеральным Собранием; во-вторых, пересмотр Конституции может вести к иному "наполнению" демократического правового государства с присущими ему верховенством права и гарантированными правами человека, но не к отказу от них, т.е. пересмотр Конституции никогда не может простираться до преодоления ее идентичности (соответствия реалиям социально-экономического, политического, духовного и правового развития общества, а также потребностям гос. существования многонационального народа РФ как единой гос. гражданской нации и общим для современного этапа цивилизационного процесса объективным закономерностям, в числе которых демократия, верховенство права, права человека и гражданина).

2. Если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов ГД, в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Тем самым предусматривается возможность передачи учредительной власти конституанте, т.е. Конституционному Собранию, и определяется механизм такой передачи, в которой доминирующую роль играет парламент - представительный и законодательный орган РФ, что является гарантией эволюционного развития Конституции (в более широком социальном контексте - и общества и государства).

Т.о, комментируемая ст. в ч. 2 определяет природу Конституционного Собрания как конституанты и предполагает принятие фед. конституционного закона "О Конституционном Собрании РФ", который должен определять порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции. Однако созыв Конституционного Собрания возможен лишь при условии, что предложение о пересмотре будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов ГД*(1253). При этом, согласно правовой позиции Конст. Суда, речь идет о едином для обеих палат принципе определения результатов голосования, а не способе подведения итогов голосования, исходя из общей суммы голосов членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Что же касается положения об общем числе членов Совета Федерации и депутатов ГД, его следует понимать как предусматривающее голосование раздельно по палатам и определение его результатов соответственно от численности каждой палаты, установленной ч. 2 и 3 ст. 95 Конституции (Постановление КС РФ от 12.04.1995 N 2-П*(1254).

Конституция, однако, не устанавливает, какой орган и в какие сроки управомочен созвать Конституционное Собрание, как не определяет и его состав, порядок формирования и деятельности, характер взаимоотношений с органами гос. власти.

Что же касается регламентов палат Федерального Собрания, то в них установлен совпадающий (за исключением малозначимых деталей) порядок рассмотрения вопроса о пересмотре положений, содержащихся в гл. 1, 2 и 9 Конституции. В частности, согласно Регламенту ГД соответствующие предложения должны содержать новую редакцию указанных глав Конституции или их статей, частей, пунктов, а также обоснование изменений, внесенных в порядке конституционной инициативы. Предложение направляется Советом ГД в Комитет по законодательству и в Комитет по государственному строительству для подготовки совместного заключения, после чего включается Советом ГД в календарь рассмотрения вопросов. По итогам обсуждения ГД принимает решение об одобрении или отклонении предложения. Предложение о пересмотре считается одобренным, если за него проголосовало не менее 3/5 от общего числа депутатов ГД. В этом случае постановление ГД направляется в течение пяти дней в Совет Федерации для последующего рассмотрения.

В том случае, если предложение о пересмотре указанных глав Конституции принято обеими палатами в идентичной форме, созывается Конституционное Собрание в порядке, предусмотренном соответствующим федеральным конституционным законом. Такого закона, однако, пока нет.

3. Конституционное Собрание, созываемое в соответствии с федеральным конституционным законом, может либо подтверждать неизменность действующей Конституции, либо разработать проект новой Конституции. В случае разработки проекта новой Конституции она может быть принята самим Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Тем самым в ч. 3 комм. ст. либо предполагается принятие закона о всенародном голосовании по проекту Конституции (федеральным законодателем данное положение интерпретировано как Закон о референдуме), либо порядок проведения всенародного голосования должен быть урегулирован федеральным конституционным законом "О Конституционном Собрании РФ").

При проведении всенародного голосования Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Если, однако, вынесенный на всенародное голосование проект не набрал установленного в комм. ст. большинства голосов, это должно считаться подтверждением неизменности действующей Конституции, что, как представляется, вытекает из комментируемого положения в его системном единстве с иными положениями Конституции (преамбула, ст. 1, 3, 134).